Характерные неисправности универсала BMW 5-series E61
Автомобили BMW пятой серии — одни из самых популярных машин в России, в том числе и универсалы. BMW 5-series в кузове E61 выпускались одновременно с седаном E60 и не имели особых отличий от него, за исключением задней части автомобиля. Вместе с седаном, универсал E61 прошел и через рестайлинг, получив обновление. Но есть у этого автомобиля и свои особенные проблемные места, коих не наблюдалось у седана, и их стоит рассмотреть.
Ходовая часть
Устройство подвески BMW E61 в целом идентичное с более распространенным седаном BMW E60. Исключение — задняя ходовая часть. Здесь установлена пневматическая подвеска, задача которой не столько обеспечивать комфорт водителю и плавность хода автомобилю, сколько поддерживать на одной высоте заднюю часть автомобиля при любой загрузке. Ресурс пневмобаллонов не превышает 100-150 тысяч километров, после чего их приходится менять, что весьма дорогостояще.
Пневматический компрессор, отвечающий за поддержание давления в системе обладает примерно тем же по сроку ресурсом, и выходит из строя обычно из-за попадания внутрь грязи, оборвавшихся шлангов или подсоса воздуха.
Нередко бывают сбои и в электронном блоке управления, в таком случае подвеска может не реагировать на изменившуюся нагрузку в багажнике и не менять положение задней части автомобиля. В таком случае поможет либо замена блока управления, либо его перепровшивка.
Иные проблемы с передней подвеской, рулевой рейкой и активными стабилизаторами полностью идентичны седану BMW E60.
Салон
Универсал BMW 5-series в кузове E61 обладает салоном, изготовленным из надежных и долговечных материалов. Кожа может выглядеть презентабельно даже после 200 тысяч километров. Однако есть иные проблемы:
- Скрипы и стуки из-под торпеды, изнутри сидений и даже обшивок передних дверей.
- Вода в салоне, попадающая из-под отклеившейся шумоизоляции двери.
- Скоба замка двери багажника универсала часто приходит в негодность, начинает скрипеть, а потом ломается.
Также встречаются проблемы с обогревом передних сидений — они перестают работать, а для восстановления придется демонтировать их из салона и полностью разбирать.
Электрика
Есть у BMW 5 серии в кузове E61 и некоторые проблемы и с электрической составляющей. Самая большая неисправность — отсутствие питания. Аккумуляторная батарея располагается в багажнике, силовой провод к ней идет через весь автомобиль и со временем он имеет свойство рассыхаться и трескаться, что сопровождается замыканием плюсового провода на массу.
Также часто встречается проблема с интеллектуальной клеммой аккумулятора, которая отвечает за определение состояния АКБ. Электронный блок управления автомобилем перестает «видеть» клемму и считает, что автомобиль без аккумулятора, отключается питание всех потребителей. Определить эту проблему недостаточно опытному специалисту сложно, ведь никаких ошибок или несоответствий найти не получится.
Силовые установки
Как это обычно происходит у BMW — двигатели и трансмиссию кабриолеты и универсалы получают от своих более массовых собратьев — седанов и купе. Именно поэтому BMW E61 выпускалась абсолютно со всеми двигателями от седана в кузове E60. Таким образом, автомобиль на вторичном рынке может встречаться с двигателями одной из приведенных ниже серий:
- M47 и N47;
- M57;
- М54, N52, N53, N54;
- N43;
- N62.
Дизельные ДВС серий M47 и N47
Эти двигатели наиболее часто встречаются среди автомобилей в базовых и средних комплектациях — они обеспечивают приемлемый для BMW E61 баланс между мощностью и топливной экономичностью. Несмотря на то, что концерн ставит серии этих двигателей в одну идеологическую линейку — разница между ними весьма существенна. Блоки двигателей сделаны из разных материалов — старый из чугуна, а новый из алюминия. Второе огромное отличие — ГРМ. У N47 его перенесли на обратную сторону двигателя, сильно усложнив к нему доступ.
А вот проблемы у двигателей идентичные, что обусловлено широким применением одинакового навесного оборудования:
- Демпферные шкивы обоих двигателей выполнены из резины, которая имеет скромный ресурс и обычно выходит из строя на пробеге близком к 100 тысячам.
- Со временем появляется повышенный расход масла. Это связано с ездой на низкокачественном топливе, из-за чего образуется сажа, забивающая каналы КВКГ и EGR.
- Оба мотора комплектуются впускным коллектором с вихревыми заслонками, которые примерно к 120 тыс. км. могут «срываться» со своих посадочных мест.
Дизельный мотор серии M57
Это один из наиболее старых двигателей, выпускавшийся еще с 1998 года, и знакомый многим по другим автомобилям марки. Мотор изготавливался согласно старым технологиям, поэтому имеет чугунный шестицилиндровый блок и алюминиевую ГБЦ. Последняя комплектуется многочисленными системами, отвечающими за увеличение мощности мотора: Vanos, Valvetronic, DISA. Мотор считается одним из самых надежных у BMW, поэтому типичных неисправностей у него немного:
- Езда на некачественном топливе провоцирует образование избыточной сажи, что приводит к засорению сажевого фильтра.
- По той же причине могут выходить из строя вихревые заслонки во впускном коллекторе.
- Впускной коллектор изготавливается из алюминия, и при перегреве мотора может лопнуть. Во время ремонта часто заменяется на аналогичный чугунный коллектор, срок службы которого выше.
Бензиновые двигатели М54, N52, N53, N54
Моторы указанных серий эволюционировали в угоду экологическому законодательству: если у М54 и N52 разница существенна, то у последующих моторов ее практически нет, за исключением соответствия экологическому стандарту. Моторы указанных серий имеют рабочий объем 3 литра и блок двигателя рядной конфигурации на 6 цилиндров. При этом у М54 блок сделан из чугуна, а у N52 уже из алюминия. Такая схожесть моторов обуславливает и общую проблематику двигателей:
- Низкий ресурс топливного насоса, обычно нуждается в замене каждые 100 тысяч километров.
- Форсунки регулярно выходят из строя и нуждаются в замене.
- Поршневые кольца имеют непродуманную конструкцию и склонны закоксовываться, из-за чего вырастает расход масла.
- Из-за поломки Vanos двигатель теряет способность держать обороты на одном уровне, они плавают.
Двигатели серии N43
Эти двухлитровые бензиновые двигатели появились под капотом BMW E61 с приходом рестайлинга и устанавливались на базовые и средние комплектации. Их отличительная особенность — непосредственный впрыск топлива, благодаря чему инженерам удалось добиться повышенной топливной экономичности. На тот момент серия этих моторов была новой, поэтому проблем у нее не мало:
- Склонность к перегреву из-за низкого ресурса термостата.
- Частые течи масла: из-под сальника коленчатого вала, вакуумного насоса, или клапанной крышки.
- Слабая система зажигания: катушки выходят из строя, появляются пропуски и неработающие цилиндры двигателя.
Мощные моторы серии N62
В эту серию двигателей BMW E61 попали только мощные V-образные моторы с объемом 4 и более литра. Техническое устройство этих моторов очень сложное, так как здесь две головки блока цилиндров, четыре фазовращателя, система Valvetronic, отвечающая за изменение высоты подъема клапана и многое другое. Из-за такого сложного устройства у этих моторов множество и проблем:
- Часто встречались даже относительно новые автомобили с пробегом до 100 тысяч километров и уже с повышенным расходом масла.
- Сальники и прокладки мотора быстро изнашиваются и могут начинать течь на пробеге 50-60 тысяч километров.
- Задиры в цилиндрах двигателя из-за изношенных и уже разрушающихся катализаторов.
Коробки передач
Вариантов коробок передач BMW E61 получила не много, лишь две практически идентичных механических коробки передач и несколько вариаций автоматической:
- МКПП ZF S6-37 и ZF S6-53.
- АКПП ZF 6HP (HP19, HP21, HP26).
Каждый из указанных вариантов коробок передач имеет свои особенности и типичные проблемы, которые стоит рассмотреть.
МКПП ZF S6-37 и ZF S6-53
Эти два варианта коробок передач имеют практически схожее устройство, основная разница заключается в передаточных числах, адаптированных под работу с определенными двигателями. Обе КПП имеют шесть передач и тросовую кулису, которая нуждается в периодических регулировках для корректной работы. Типичных проблем у этих агрегатов немного:
- Поломки синхронизаторов.
- Течи масла из-под сальников.
- Выход из строя подшипников первичного вала.
Чтобы избежать этих проблем, достаточно своевременно обслуживать КПП и заменять масло каждые 50 тысяч километров.
Автоматическая коробка передач ZF 6HP
Эта коробка передач является одной из самых распространенных среди заднеприводных автомобилей марки BMW. Коробка передач оснащается несколькими валами, обеспечивающими работу 6 передач. Характерных неисправностей у этих агрегатов немного:
- Часто выходит из строя гидротрансформатор.
- Фрикционы на отдельных передачах «сгорают» из-за езды в экстремальном режиме.
- После зимы нередко выходят из строя сальники и разъемы, обеспечивающие связь мехатроника с другими блоками управления автомобилем.
Бывают проблемы и с гидроблоком — он забивается масляными отложениями, клапаны и соленоиды не могут нормально функционировать, появляются «пинки» и удары при переключении скоростей.
Чтобы не довести КПП до такого состояния, необходимо игнорировать рекомендации завода изготовителя по срокам ТО, и менять масло каждые 40-50 тысяч километров.