Двигатели серий М52 и М54
На автомобили БМВ 5 серии в кузове Е39 устанавливались практически все моторы из серий М54 и М52: M52B20, M52B25, M52B28, M54B22, M54B25. Принципиальное устройство этих двигателей идентичное: блок цилиндров одинаковый, изготовленный из алюминия с чугунными гильзами, в М54 немного был доработан коленчатый вал и облегчены поршни, в остальном все абсолютно идентичное.
Головка блока цилиндров имеет также общее устройство: 24 клапана (4 на каждый из 6 цилиндров), обязательно на оба распределительных вала устанавливаются фазовращатели Vanos. На все двигатели обеих линеек устанавливался впускной коллектор с изменяемой геометрией, DISA, который к слову не отличался надежностью и почти на каждом автомобиле провоцировал определенные проблемы.
Проблем у моторов очень много, что обусловлено временем, в которое выпускались двигатели, а также применением многих инновационных и еще не проверенных решений:
- Перегрев. Эту проблему моторы М52 и М54 переняли от своего предка М50. Моторы склонны к перегреву и крайне его боятся, так как у них практически сразу искривляется плоскость головки блоки.
- Повышенный расход масла. На обоих двигателях корень этой проблемы — преждевременный износ поршневых колец.
- Засорение клапана вентиляции картерных газов.
- Течь масла из-под масляного стакана, в котором находится внешний масляный фильтр.
- Пропуски зажигания из-за закоксовавшихся гидрокомпенсаторов. В таком случае ЭБУ просто отключает питание свечи на этом цилиндре.
- Проблемы с системой охлаждения из-за сломавшегося термостата. Он не славится надежностью.
Двигатели серий M51, M57
Дизельных моторов на БМВ 5-series Е39 устанавливалось также не мало, целых пять: M51D25, M51D25TU, M57D30, M57D25. Также, как и предыдущие двигатели, моторы из этих линеек очень схожи между собой. Все двигатели обеих серий имеют простой чугунный блок на шесть цилиндров, немного отличающиеся между собой коленчатые валы. Головки блока отличаются: М51 имеет один распределительный вал, а М57 — два, и оба с Vanos. Все двигатели этой линейки оснащаются ТНВД и электронным блоком управления от компании Bosch.
Есть у моторов и ряд идентичных проблем:
- Перегрев. Обычно такое происходит из-за трещин, которые на больших пробегах могут образовываться в головке блока.
- Плохой запуск на холодную. Здесь причина кроется в неисправностях ТНВД.
- Неисправности DISA. Также, как и в других двигателях с таким впускным коллектором, вихревые заслонки могут отрываться либо засорятся сажей.
- Свист из-под капота, плохая тяга. Эта проблема обычно касается М57, у которых лопается алюминиевый коллектор.
Дизельный мотор M47D20
Выпуск этих двигателей начался в 1998 году, сначала они применялись на 3-серии BMW, и в 5-series Е39 попали лишь с приходом рестайлинга. Двигатель рядный, четырехцилиндровый, блок полностью чугунный. ГБЦ стандартная, 16 клапанная. Все моторы этой серии обязательно оснащаются турбонагнетателем. Также для гашения вибрации двигателя здесь используется двухмассовый маховик, который весьма дорогой в ремонте. Есть у двигателя и ряд типичных проблем:
- Во впускном коллекторе устанавливаются вихревые заслонки, которые часто отрываются от крепления и перестают работать как нужно.
- Посторонние звуки. Эта неисправность обычно связана либо с растяжением цепи ГРМ, либо с выходом из строя демпферного шкива коленчатого вала.
- Засорение EGR. Он засоряется сажей, которая появляется в цилиндрах двигателя из-за его работы на некачественном топливе.
Мощные двигатели M62B35 и M62TUB44
Эти двигатели являются самыми мощными среди всех, что устанавливались на автомобили БМВ 5-series Е39 в комплектациях 440i. Блок цилиндров двигателя имеет V-образный форм-фактор, 8 цилиндров, две головки блока с двумя распредвалами. Крышки ГБЦ магниевые, не любят излишней затяжки, могут лопаться. Привод ГРМ цепной, здесь используется однорядная цепь с весьма внушительным ресурсом в 200 тысяч километров.
Механизм Vanos здесь имеет классическое устройство и устанавливается только на впускной распределительный вал. Из различий у этих двигателей лишь объем и коленчатый вал, длина хода которого и обуславливает различие объема. Поэтому и проблемы у двигателей общие:
- Стук. Обычно эта неисправность появляется на больших пробегах после 220-250 тыс. км., и связана с растяжением цепи ГРМ.
- Течи масла. Источник этой проблемы — прохудившаяся прокладка клапанной крышки, которую нужно заменить;
- Плавающие обороты. Чтобы устранить неисправность в первую очередь нужно проверить на подсос воздуха впускные коллекторы.
Трансмиссия
Автомобили БМВ 5-series Е39 имели каноничный для машин марки задний привод, ни в одной комплектации здесь не предлагалось полного или переднего привода. Коробок передач здесь также, как и моторов было очень много: в то время их не унифицировали, как сейчас, и каждая серия двигателей имела свой вариант КПП. Так, BME E39 встречается со следующими вариантами КПП:
- 5ст. МКПП Getrag 250G;
- 5ст. МКПП ZF 320Z;
- 5ст. МКПП ZF 260Z;
- 5ст. МКПП ZF 390;
- 4 ст. АКПП GM 4L30-E;
- 5ст. АКПП ZF GM 5L40-E;
- 5ст. АКПП ZF 5HP19 и схожие с ней ZF 5HP24, ZF 5HP30.
Самыми проблемными коробками передач среди всех на BMW E39 считаются агрегаты General Motors. Даже новыми, автомобили с такой трансмиссией могли без ремонтов проехать не более 150 тысяч километров, после чего начинались проблемы с пакетами фрикционов, масляным насосом и подшипниками, которые требовали замены.
С механическими коробками передач от Getrag или ZF каких-либо часто возникающих проблем не наблюдалось. Зачастую эти агрегаты беспроблемно ездят и более 300 тысяч километров, и имеют ресурс, превышающий долговечность двигателя. Естественно, это при условии, что коробки переключения передач своевременно и качественно обслуживаются.
Многочисленные вариации ZF 5HP также весьма надежны и способны без серьезного ремонта преодолеть 250 тысяч километров. Вредит этим коробкам передач лишь неправильное обслуживание и редкая замена масла. В остальном проблемы обычно случаются по причине простого естественного износа: может «забиваться» гидротрансформатор, иногда выходит из строя муфта блокировки, а при экстремальной эксплуатации сгорают пакеты фрикционов. Других серьезных проблем за этими коробками передач не замечено.